- корпоративный (имидж компании, фирмы, предприятия, учреждения, политической партии, общественной организации и т.д.)
- индивидуальный (имидж политика,
бизнесмена, артиста, руководителя, лидера общественного движения и т.п.).
Содержание и механизмы формирования этих
имиджей будут различны, но они связаны. И в том и в другом случае, т.е. по
отношению к организации и индивиду (личности), можно говорить об имидже внешнем и внутреннем.
Внешний имидж организации – это её
образ, представление о ней, формирующееся во внешней, окружающей её среде, в
сознании «контрагентов» этой организации – клиентов, потребителей, конкурентов,
органов власти, СМИ, общественности.
Внешний имидж индивида складывается из
различных форм вербального, визуального, этического, эстетического выражения и
поведения, а субъектом являются те люди, которые вступают с ним в прямой или
опосредованный контакт.
Исследователи предлагают три возможных
подхода к классификации имиджа:
-функциональный, при котором выделяют
разные его типы, исходя из различного функционирования;
-контекстный, при котором эти типы
находятся в разных контекстах реализации;
-сопоставительный, при котором
сравнивают близкие имиджи.
Ф. Джевкинз, сторонник функционального
подхода, предлагает следующие типы имиджа:
1. Зеркальный – имидж, свойственный
нашему представлению о себе.
2. Текущий – вариант имиджа, характерный
для взгляда со стороны.
3. Желаемый – тип имиджа отражает то, к
чему мы стремимся.
4. Корпоративный – имидж организации в
целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов её работы.
5. Множественный – вариант имиджа
образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации.
Контекстный подход к имиджу означает,
что он должен носить целостный, согласованный характер, учитывать условия
реализации, а отдельные черты – не противоречить друг другу.
Системный характер имиджа позволяет по
одной видимой черте вызывать в массовом сознании сопутствующие характеристики.
При этом необязательно ставить задачу завоевания всеобщей любви.
Английская исследовательница Э. Сэмпсон,
говоря о личностном имидже, выделяет в зависимости от сочетания внешних и
внутренних факторов три вида имиджа:
- самоимидж
- воспринимаемый имидж
- требуемый имидж.
Эта типология отражает взгляд на имидж с
разных позиций: со стороны своего «я» и со стороны других людей, со стороны
реалий и со стороны желаний.
Самоимидж вытекает из прошлого опыта и
отражает нынешнее состояние самоуважения, доверия к себе.
Воспринимаемый имидж – это то, как нас
видят другие. Естественно, что эта точка зрения может отличаться от предыдущей.
Мы часто не знаем, как к нам относятся на самом деле, как реально о нас
отзываются.
Требуемый имидж означает, что ряд
профессий (ролей) требует определённых имиджевых характеристик. В некоторых
случаях этому способствует тип одежды. Военная форма, судебная мантия, царская
корона – всё это имиджевые знаки, указывающие на исполнителей конкретных ролей,
они как бы входят в требуемый набор символов, необходимых для исполнения этих
ролей.
Некоторые исследователи в качестве
самостоятельного выдвигают тип харизматического имиджа.
Ныне, благодаря развитию средств
массовой информации, особенно телевидения, сохранить и удержать харизму
затруднительно, так как она в значительной мере покоится на закрытости, на
приписывании «вождю», «герою» не существующих у него качеств. Однако появляется
новое – харизматичностью наделяют лидера, используя его максимальную открытость
публике (пример президент, поп-звезда).
Закрытый имидж тоже можно отнести к
списку возможных имиджей. Он был характерен для многих советских руководителей.
Каждый человек мог вписать в этот имидж те черты, которые сам считал для себя
убедительными – как «черная дыра» он готов был принять все. И чем меньше
информации будет иметь аудитория, тем серьезнее и значительнее начинает
выглядеть фигура такого руководителя.
В зависимости от сфер деятельности, от
различного социального контекста, в котором формируется имидж, можно выделить
имидж в политике (и политиков), имидж бизнеса, имидж масс-медиа (имидж
поп-звезд), имидж организации, имидж страны. Эти имиджи различаются и по
содержанию, и по механизмам их формирования, и по формам проявления.
Материалы пособия: Шепель В.М. Имиджелогия. Как
нравится людям.
0 коммент.:
Отправить комментарий