RSS

Классификация знаков индивидуального имиджа










Современная  имиджелогия в рамках основных направлений исследований обращает свой взор на изучение понимания впечатления, исходящего от носителя имиджа, и, с другой стороны, управление носителем имиджа тем впечатлением, которое складывается в сознании воспринимающего субъекта.
Классификация знаков индивидуального имиджа, которыми мы пользуемся в обыденной жизни для объективации и понимания внутренней сущности партнера по общению:
1. Речь. Сюда включаются словарный запас, красота и логичность речи, завершенность фраз, стилистическая  сложность, использование мата и профессиональных терминов.
2. Паралингвистика. Это наука, изучающая неязыковые средства, включённые в речевое сообщение, например:  распределение пауз, покашливания, смех (и его вариации).
3. Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота голоса, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Существую результаты исследований, показывающие как связаны высота голоса с восприятием возраста человека: высокий голос в сознании воспринимающего связывается с молодостью и инфантильностью, а низкий - со зрелостью и мудростью, однако, большинство респондентов не задумывается, что такая характеристика голоса не является показателем психологических особенностей человека, и в реальности очень низко коррелируется с ними. В то же время громкость речи действительно связана с психологическими особенностями носителя имиджа, а именно со степенью активности.


4. Габитус - совокупность наружных признаков, характеризующая строение тела и внешний облик человека: рост, конституция, соотношение частей тела, цвет волос, цвет кожи, форма головы, высота лба, длина пальцев, состояние здоровья, отраженное на теле, наличие дефектов тела (например, горб). Наши исследования показывают, что приблизительно 30% респондентов не использует в своей жизни такой визуальный стереотип, как «блондинка» (девушка или женщина со очень светлыми волосами) и очень часто данный знак диссонирует и стает доминантой в противоречие знакам отражающим ум и знания носителя имиджа (такой эффект отмечают до 80% респондентов).
5. Костюм (в широком смысле термина) – одежда, обувь, сумка, аксессуары, прическа и т.д. В данном направлении проведено большое количество исследований, позволяющих сформировать определенный имидж.
6. Кинесика - совокупность телодвижений, применяемых в процессе человеческого общения (за исключением движений речевого аппарата). Сюда относятся жесты, мимика, походка, поза, контакт глазами. В психологии известно, что кинесика позволяет воспринимающему понять эмоциональное состояние партнера по общению в определенный момент. Для имиджелогии  интересны жесты,  позволяющие отнести человека к определенной социальной группе (например, уголовному миру, национальности и т д. ).
7. Такесика. Поведение человека,  связанное с тактильной системой восприятия: рукопожатия людей, поцелуи, поглаживания, похлопывания, пошлепывания, объятия и т.п.
8. Проксемика. Исследует пространственные условия общения взаиморасположение собеседников в момент их физического, визуального и личного контакта. Цари, короли не случайно всегда располагались в пространстве выше, относительно своих придворных.
9. Ольфакторные знаки - это запахи косметики и тела.
10. Почерк. Речь идет не о психографологии    (науке определения особенностей характера людей по их почерку), а про обыденные представления людей о связи размера букв, наклоне, вычурности почерка с определенными внутренними особенностями воспринимаемого.
11. Репутация - сложившееся мнение окружающих о деловых или личных характеристиках человека, которая может предаваться по разным каналам информации, например, в виде оценок или слухов.
12. Личные вещи носителя имиджа. Сюда включаются такие мелкие предметы,  как ручка, ежедневник, мобильный телефон (его мелодия), и такие крупные,  как машина.
13. Личное или рабочее пространство. К этой группе знаков нами относятся: дом, квартира (выбор места расположения, размер помещения, внутреннее обустройство), собственный кабинет или только рабочий стол,  например, украшенный по периметру всевозможными видами кактусов.
14. Хобби (увлечения), то, чему человек в первую очередь отдает свое свободное время и внимание или что коллекционирует (например, пивные пробочки или винтажи).
15. Поведение или поступки, совершенные воспринимаемым, чаще всего непосредственно на наших глазах и дающие основу для интерпретации мотивов и ценностей человека.
16. Творчество. Сюда мы относим самостоятельно созданные картины, книги, статьи, коллекции одежды, возможно творческое выражение человека через приготовленные блюда или садовый участок.
17. Люди, окружающие носителя имиджа (его секретарь, начальник, супруг и друзья).


18. К последней группе относится любая знаковая информация, не вошедшая ни в одну из перечисленных групп. Это может быть: сайт или личную страничку в Интернете,  фотографии воспринимаемого с мэром город или президентом страны, резюме  и т. д.


Степанова И.И. Материал  из доклада на Пятом Международном Симпозиуме Имиджелогии.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • RSS

0 коммент.:

Отправить комментарий