RSS

Политический имидж. Структура

Политический имидж — понятие, сложившееся в массовом сознании и имеющее характер стереотипа. А это значит: сложился, и может уже не поменяться. 


Имидж есть эмоционально окрашенный образ политика. Задача предвыборной кампании состоит в том, чтобы имидж политика вызывал положительное эмоциональное отношение.
Внешняя составляющая имеет множество качеств, как говорят, "от носков до самой головы", т.е. от обуви до прически, включая мимику, манеры, костюм, прическу, походку, тембр голоса, его силу, интонацию, жесты. О каждой из этих составляющих можно много говорить, да и сказано уже много.
Внутренняя составляющая — это менталитет, т.е. образ мыслей, интеллект, профессионализм, интересы, ценности, хобби, тезаурус понятий и многое из того, что относится к душе и разуму. Но для политика, прежде всего — это политические идеи. Политик без политических идей является как бы бесцветным. Он ничего не отстаивает, никуда не зовет, ни за что не борется. Выработка политических идей — это то, что делает политика. А то, как он отстаивает свои идеи — это процессуальная составляющая имиджа.
(ТЕСТ "ОЦЕНКА ИМИДЖЕВЫХ КАЧЕСТВ ПОЛИТИКА")

Процессуальная сторона имиджа включает эмоциональную выразительность, страстность, энергию, скорость реакций — все то, что относят к темпераменту. А также: чувство юмора, артистичность, лицедейство.
Все эти составляющие помогают оставить след в памяти и сердцах людей, помогая им сделать свой выбор.
                               СТРУКТУРА ИМИДЖА
Владение искусством политической речи.
Важнейшим фактором воздействия на окружающих является ораторское искусство. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне.
Риторика — не просто ораторское искусство, голосовые данные и правильный литературный язык, но и логика суждений, умение творить в речи, а также телесные характеристики — фигура, осанка, дыхание.
Чтобы речь была яркой, впечатляющей, можно использовать следующие рекомендации:
— акцентируйте важные слова и подчеркивайте их интонацией;
— меняйте тон голоса — он должен то повышаться, то понижаться;
— меняйте темп речи — это придает ей выразительность;
— делайте паузу до и после важных мыслей.
Манеры могут быть плохими или хорошими, в зависимости от того, как в них проявляется человек, хорошие или дурные привычки определяют общий облик его поведения.
Жесты
Жесты открытости:
— жест "раскрытые руки";
— жест "расстегивание пиджака".
Жесты закрытости:
— собеседник машинально потирает лоб, виски, стремится прикрыть лицо руками;
— несогласованность жестов.
Жесты и позы защиты:
— скрещивание рук;
— сжимание пальцев в кулак;
— жест, когда кисти скрещенных рук обхватывают плечи;
— скрещенные на груди руки.
Жесты размышления и оценки:
— жест "руки у щеки" или поза "мыслителя";
— жест "пощипывание переносицы";
— жест "почесывание подбородка".
 Жесты сомнения и неуверенности:
— почесывание под мочкой уха или же боковой части шеи;
— легкое потирание носа.
Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать, о стремлении заканчивать беседу:
— опускание век;
— почесывание уха;
— собеседник передвигается и разворачивается в сторону выхода;
— снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону.
Жесты уверенного в себе человека и чувства превосходства:
— закладывание рук за спину с захватом запястья;
— шпилеобразное положение рук;
— закладывание рук за голову.
Жесты несогласия можно назвать жестами вытеснения:
— собирание, общипывание несуществующих ворсинок с костюма.
Жесты готовности:
— подача корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях, или обе руки держатся за боковые края стула.
Мимика.
Соблюдение правил делового этикета
Само слово "политика" — однокоренное со словом "ПОЛИТЕС", что означает "ВЕЖЛИВОСТЬ". В нашей стране политиков становится все больше и больше. Они разные: темпераментные, экстравагантные, яркие, но многие хотят стать еще ярче, применяя для этого самые различные средства, даже эпатаж. В вежливости, этикете, изысканности речи политики пока не соревнуются.
Политик должен следить за временем. Будут ли выбирать такого политика, который всегда занят? Любимое слово таких политиков "НЕТ". Они не отзывчивы и отчуждены от окружающих. Если политик замечает в себе эти негативные черты, их нужно немедленно исправлять, если есть желание остаться в политике.
Одежда. Политическая деятельность предъявляет особые требования к одежде. Внешний облик — это первый шаг к успеху.

Ядро имиджа: легенда, позиции, установки
         Легенда всегда берет верх над историей.
                 Сара Бернар
Легенда — это очень важная составляющая имиджа. Именно легенда позволяет политику "держаться на плаву", меньше тратить усилий на рекламу в избирательной кампании. Легенда делает его запоминающимся, популярным, узнаваемым. Легенду рождают происхождение человека, сложности и перипетии судьбы, поступки, связанные с преодолением препятствий. Легенда — это неочевидные качества имиджа, репутация личности.
Политическая идея — это достояние политического деятеля. Идея может быть своя, а может и не быть таковой. Можно развивать чужие идеи, если они нужны. Идеи политические связаны, прежде всего, с особенностями общественного развития и устройства общества, системой целей и способов их достижения.
Ядром имиджа являются позиции. Именно эти составляющие определяют победу на выборах в большей степени. Смотрите сами, среди позиций различают позицию "победителей" и позиции "проигравших". Позиций проигравших три, а позиция победителей только одна. Эти позиции выражаются в отношении к себе и другим людям.
Позиции проигравших:
1) когда кандидат считает "плохим" себя, других кандидатов, а возможно, еще и избиратели, по его мнению, тоже являются "плохими". Он не видит ничего позитивного, он не объединяет и проигрывает. Человек, который не научился видеть позитивного — не политик. Хотя иногда человек с имиджем "разрушителя" может стать проходным в той или иной общественно-политической ситуации;
2) когда кандидат считает, что он "плохой", а другие — "хорошие". Это наиболее редко встречающаяся позиция при публичном высказывании, но когда кандидат остается наедине с самим собой, именно эта позиция проявляет себя с огромной силой и становится причиной неуравновешенности кандидата;
3) когда кандидат считает, что он "хороший", а другие "плохие". Это наиболее распространенная позиция кандидатов, которая нарастала у Геннадия Зюганова по мере приближения президентских выборов, вплоть до изменения. "Плохими" поочередно становились все. Но... избирателей, принимающих эту позицию проигравших, в нашей стране, к сожалению, в избытке. Именно они стали электоратом проигравшей компартии.
К сожалению, этой позиции не избежал и Григорий Явлинский. Современный политический имидж определяется не только знаниями экономики, но и, прежде всего, психологии.
Позиция победителей только одна: умение ценить и любить себя и других. Именно эта позиция была блестяще отыграна президентом. Даже отказ от дебатов с коммунистами прозвучал не персонально в адрес Зюганова, а к той "демагогии", которую уже все "наслушались". Позиция победителей — это не переход на личность, а обсуждение конкретных задач, дел, способов достижения целей. Это пропаганда идей и ценностей, которые того заслуживают и без которых деятельность политика невозможна.
Большинство политических и общественных деятелей убеждены, что имидж связан с в основном с внешностью. Но это не так. Внешность — это важная составляющая имиджа, но отнюдь не единственная. Есть еще "внутренняя" и "процессуальная" составляющие имиджа.
Имиджмейкеры и психологи выполняют тщательный анализ текстов, выступлений, лозунгов кандидатов, чтобы избежать в них наличия позиций проигравших и утверждения позитивной позиции, которая и приносит победу.
Имидж и харизма

Харизма — Божий дар, особые личностные качества, притягательные для окружающих, а потому, их обладатель наделен талантом лидерства. Харизма позволяет влиять на людей, убеждать их в своей правоте и вдохновлять на общее дело.
Правила формирования имиджа
1. Необходимо помнить, что в сегодняшней политической жизни самым мощным и надежным средством воздействия политика на публику является коммуникация. С ее помощью политик не только передает свои мысли и чувства, но и конструирует свой образ и даже создает специфическую политическую реальность.
2. Важнейшая задача политика перед лицом публики — это выработка оптимального стиля самопрезентации, конструирования публичного "Я". Созданный имидж будет отражать далеко не все личностные качества, но, по возможности, лишь те, которые привлекают публику.
3. Лидер, который недостаточно тщательно продумал стиль своего поведения, может не только привлекать, но и, одновременно, отталкивать. Это может быть и в силу того, что всегда есть люди, которым ничем не угодишь. Одна из его основных задач — резкое увеличение числа своих сторонников. И здесь в определенной степени одним из важных элементов становится работа на бессознательном уровне. Для этого необходимо знание психологической науки, театральной режиссуры, актерского мастерства, способности к заражению аудитории положительными эмоциями. Следите за вашими эмоциями. Положительные эмоции могут оказаться тем "подъемником", который поможет вам действовать успешно. Отрицательные же, в свою очередь, "придавят" вас, запустив цикл сомнений, которые, в результате, скорее всего, приведут к неудаче.
4. Вносите полифоничность в образ лидера, ту долю страстности и человечности, которая позволит реагировать на вас эмоционально. Эмоциональность, искренность, жар души, умение размышлять вслух перед избирателями, реагировать на их высказывания позволит быть ближе к тем, кому вы нужны.
5. Владение собой регулируйте с помощью отслеживания собственной жестикуляции — главнейшего элемента языка тела. В своих высказываниях ориентируйтесь не только на тех, кто находится в первых, но и в последних рядах вашей аудитории.
6. О ритме можно говорить в аспекте постоянной смены политического образа. Будьте все время иным, разным — каждый раз ярче, интереснее, мудрее. Частая предсказуемость становится скучной. Не стремитесь уподобляться завершенной книге. Работайте над собой, постоянно совершенствуйтесь.
7. Воздействуя на людей с целью создания у них "нужного мнения", стремитесь влиять через слова, образы, метафоры, действия. Мобилизуйте их на правильные действия в отношении себя и других.
8. Попытайтесь составить психологический портрет политического лидера, используя психологическую и астрологическую литературу. Ярче выделите достоинства лидера и не забудьте поразмыслить над тем, как из недостатков можно сделать достоинства.
9. Сыграйте в противоположность. Если политик редко улыбается, научите его улыбаться. Пусть он представит себе, общаясь с коллегами, избирателями, членами команды, что это самые дорогие ему люди, которым он очень рад. Рад просто потому, что они есть.
10. Если политик часто улыбается, ему стоит побеседовать по душам со многими избирателями, просто выслушав рассказы об их проблемах. Отнеситесь серьезно к тому, что именно вам придется эти проблемы решать. Улыбнитесь тогда, когда достигнете хотя бы маленького результата.
11. Смотрите собеседнику прямо в глаза. Вглядывайтесь в него, выдерживайте его взгляд. Смотрите доброжелательно, сопереживайте, пытайтесь помочь, обостряйте свою интуицию, чтобы лучше чувствовать собеседника.
12. Будьте уверены в себе, даже если этой уверенности нет, умейте ее в себе вызвать. Политик должен отлично осознавать, за какие идеи он борется, кто их разделяет, и кто с ним за эти идеи пойдет. Есть все основания для уверенности, если вашу идею многие разделяют. Используйте идеи, которые привлекают, а не отталкивают людей. Следуя от идеи к практическим действиям по ее воплощению, вы приобретете значительную уверенность в себе, необходимую политику.
13. Никогда не говорите "нет", "у меня мало времени" или "я не смогу вас принять". Эти слова можно услышать только от нерадивого руководителя. Политик, привлекающий к себе других людей, избирателей, всегда найдет для них время, у него всегда должно быть припасено несколько вариантов решений, чтобы не говорить "нет". Помните, сказав "нет", вы теряете избирателя.
14. Умело пользуйтесь комплиментом. Уделяйте внимание людям, в особенности тем «мелочам», которые не очевидны. «Эффект мелочей» придает общению особый шарм. Употребляйте комплименты, носящие только положительные смыслы, без гипербол, высокомерия, претензий, назидательности, иронии.

15. Далеко не всегда человеку удается сформировать имидж "победителя" за то время, которое отведено для избирательной кампании. Профессия имиджмейкера сходна с профессией адвоката, который должен выиграть процесс. Есть этические принципы работы адвоката, однако этические принципы работы имиджмейкера обсуждались мало.

Потемкина О.Ф. Имидж политического лидера. М., 2006


  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • RSS

0 коммент.:

Отправить комментарий